История танго
Среди ученых Аргентины до сих пор ведутся бесконечные споры о времени зарождения танго и месте его появления. Даже само это понятие остается для нас в какой-то степени загадкой.
Открытие Америки Христофором Колумбом, превратившееся в красивую легенду на века, на самом деле обернулось трагедией для коренных жителей. Стремительный захват континента европейцами, жестокое порабощение индейцев, пренебрежительное, а подчас откровенно варварское отношение к местной культуре, традициям и обычаям - вот печальный результат происходящего.

Сложная судьба ждала и Аргентину...
Река Ла-Плата была обнаружена в 1512 году испанским мореплавателем Хуаном Диасом-де-Солисом, и уже в 1527 году здесь появляется первая испанская колония, а в 1535 году основывается город Буэнос-Айрес. Как и везде в Северной и Южной Америке, для возделывания земель активно ввозятся африканские невольники, которые приносят с собой ритмы и танец на основе барабанов - кандомбе (непосредственный родственник и предшественник милонги и танго).

В 1810-1816 годах в регионе Рио-де-ла-Платы разворачивается война за независимость. И вот долгожданная свобода! На карте мира появились три новые республики - Аргентина, Уругвай, Парагвай.

Первым документом независимой Аргентины об иммиграции стал декрет о привлечении иностранцев, принятый Патриотической хунтой. Этот декрет предоставлял полные и равные права всем иностранцам, желающим прибыть в Аргентину.

Начинается новая страница в истории Аргентины: ускорение экономического развития, быстрый рост населения.


Танго - известный всему миру танцевальный жанр - возникает в конце 19 века среди низших классов Буэнос-Айреса (Аргентины) и Монтевидео (Уругвая).

Период конца 19 века останется в памяти многих поколений под названием "серебряная лихорадка", когда на берега Ла-Платы устремились гаучо и безработные из Европы; авантюристы надеялись на лучшую жизнь, но все их мечты рассыпались в прах - серебро так и не было найдено, но слух о серебре стал причиной, по которой страна была названа «Аргентина» (argentum).

С того момента и по 1940 год в страну прибыло около 7 миллионов человек из Италии, Испании, Германии, Франции, Польши, Хорватии, Чехии и других стран Восточной Европы.

Это были работяги, ищущие лучший заработок для оставленной на родине семьи, и даже бандиты и воры.

Поселившись в Буэнос-Айресе, иммигранты днем работали в порту, а вечером посещали увеселительные заведения, в том числе публичные дома, в которых, как гласит предание, и родился танец танго.


Гаучо
Термин «гаучо» — приблизительный эквивалент североамериканского слова «ковбой». В XIX веке гаучо составляли большинство сельского населения, занимаясь выпасом рогатого скота и сельским хозяйством.
Танец был веселым, легким и местами вульгарным, тем более что тогда даже само по себе близкое положение тел танцующих считалось просто неприличным.

Мужчины в те времена, действительно, танцевали друг с другом, но лишь для того, чтобы отточить свою технику, стать лучшими танцорами и обрести популярность среди немногочисленного женского населения.

В основном это были одинокие мужчины. Если вы будете слушать лирику танго, то это всегда будет женщина, грусть и тоска по ней. Они принесли свою музыку: скрипки, гитары фламенко, бандонеон - и их танцы: вальс, мазурка, полька - и смешали их с аргентинской народной музыкой и танцами, с кубинской хабанерой, с немецким вальсом, с польской мазуркой, с африканскими ритмами кандомбиса.
Говорят, что молодая женщина имела возможность выбирать себе избранника из 20 претендентов! Для мужчины существовали лишь короткие минуты сближения с женщиной. Это происходило тогда, когда он держал ее в своих объятиях, танцуя танго в борделях.

Мужчины много работали, но им надо было и отдыхать. Бордель в то время был не столько местом для плотских утех, сколько своего рода клубом по интересам.

Благопристойные семьи и женщины с хорошей репутацией никоим образом не хотели участвовать в этом странном танце, а женщинам в борделях надо было за это платить... поэтому, если мужчина хотел попрактиковаться в этом новом танце, ему оставалась только одна возможность... другой мужчина. Группы мужчин собирались вместе, для практики, импровизаций и внесения новшеств, создавая при этом новые движения и новые шаги. Такой подход помог быстрому развитию этого танца.

Быть хорошим танцором означало тогда (да и сейчас) надежный способ привлечения женского внимания... мужчины практиковались в своей среде для того, чтобы они смогли потом удивить, и вызвать восхищение женщин и других мужчин.
Хо́рхе Луи́с Бо́рхес - аргентинский прозаик, поэт и публицист
У известного писателя Луиса Борхеса есть еще одна очень интересная версия по вопросу происхождения танго. Он считал, что его прообразом являлась креольская дуэль: иммигранты и гаучо между собой часто затевали ссоры, и в первую очередь, конечно, из-за женщин, ссоры переходили в схватки на ножах - а ведь это своеобразный танец, танец глаз, танец тел, мощная энергия движения... "Без улиц и вечеров Буэнос-Айреса нельзя написать танго," - считает Борхес, и сложно не согласиться с этим точным и верным наблюдением.
Постепенно танго перебралось в коммунальные общежития, где иммигранты проживали со своими семьями, а сам стиль танцевания стал сдержаннее - ушли наиболее провокационные движения. Но танго все также считалось танцем "вульгарным" и "безнравственным" у католической церкви и политиков.

Еще через какое-то время оно стало стремительно распространяться в высшем обществе: юноши из состоятельных аргентинских семей, в поисках приключений выбираются в пригород, и постепенно они принесли танго из бедных кварталов в высший свет.

Аргентина в 1880-1930 годы превращается в одного из крупнейших в мире производителей мяса и зерна. Усиление экономических связей с Европой привело к тому, что аргентинская аристократия стала все активнее ездить в Старый Свет. Богатые аргентинцы имели привычку ездить в Европу, по меньшей мере, один раз в год. Они имели большие дома в Париже или Лондоне, они и познакомили парижскую знать с аргентинским танго. Танго сразу стал всеобщим увлечением . Париж - буквально влюбился в этот танец, увлечение подхватили Лондон, Берлин, другие столицы Европы и США.


Доподлинно известно, что Папа Римский Пий Х собирался запретить порядочным христианам танцевать танго. Но тут, как ни странно, не обошлось без румын — ученики аргентинского маэстро Казимира Аина весьма скучно и безо всякой порочной страсти станцевали новый танец в Ватикане. Расчет был верен — запрет был снят. Преодолев все преграды, танго быстро распространялось.
Это был золотой век танго, тангомания! Более трети выпускаемых виниловых пластинок шли с танго-музыкой. Появляется такая разновидность танго, как "Танго-Салон".
"Тангомания" - мода на танец танго и на все, что с ним связано: танго вечеринки, напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго (смокинг для мужчины и юбка с разрезом для женщины), даже салат-танго."

Огромный интерес в цивилизованной Европе изменил в лучшую сторону отношение к танцу и на родине - теперь это уже общепризнанный и любимый всеми танцевальный жанр: до 1920 года особенно популярен стиль "Канженге"; в 1916 году появляется знаменитая "La Cumparsita", мелодия, которой заканчивается каждая милонга (а ведь на самом деле, мало кто знает, это был переделанный марш студентов); в 1917 году записывается первая танго-песня Карлоса Гарделя, родоначальника стиля "старая гвардия" - "Mi Noche Triste".
И танго даже выходит за пределы танцевальных вечеров на экраны кинотеатров: знаменитые танцоры Эль Качафаз и Карменсита Кальдерон снимаются в фильме "Танго" (1933 год).

1930-1940-е годы - время расцвета танго в Буэнос-Айресе. У власти находится Хуан Перон, и он поддерживает народную массовую культуру, в том числе и танго. Милонги становятся регулярным способом общения для населения страны, появляется всё больше и больше поклонников стиля "Танго-Салон", а в 1940-50-х годах возникает и стиль "Милонгеро", так как танцуют в небольших салонах, и места для каких-либо размашистых движений попросту не хватает.

Слова танго были обращены ко всем и к каждому, независимо от сословной принадлежности, и каждому говорили именно о нем, ибо говорили о вечном и неизменном в человеке. Танго было утешением в одиночестве для одних, способом самоутверждения для других, средством общения и взаимопонимания для третьих. Танго отталкивало и привлекало, бередило душевные раны и заживляло их, доводило до отчаянья и давало надежду. Танго никогда не было только танцем, но ритуалом, драмой, разыгрываемой двумя актерами не для публики, а для себя. Танго являлось новым способом переживания жизни, потому что так властна была его притягательность и так притягательна была его власть. П.А. Пичугин. Аргентинское танго.
Невозможно не сказать несколько слов и про музыку танго (Смотрите в отдельной статье: "История танго-музыки"). Еще в конце 19 века простые рабочие на грубом жаргоне сочинялись тексты о своей тяжелой участи, о любви, о Родине... слова накладывались на музыку... Изначально постоянных составов музыкантов не существовало, кто был - тот и играл. Классический же первый оркестр обычно представлял собой трио: скрипка, флейта и гитара. Бандонеон будет привезен из Германии позже - в 1910 году, и именно он внесет те самые пронзительно-щемящие переливы звуков, так хорошо знакомые каждому ценителю танго. А в 1929 году скрипач Хулио Де Каро (Julio De Caro), сформировав оркестр, замедлит темп, благодаря чему танго станет более элегантным и перейдет в разряд классической музыки.

Появляется музыкальная классификация танго, связанная с четырьмя яркими школами - Di Sarli, dArienzo,Troilo и Pugliese.

Расцвет танго резко прерывается в 1955 году. В результате очередного военного переворота в Аргентине произошла смена политического режима. Военная диктатура, репрессии, экономический кризис. Ночные мероприятия и любые сборы более 7 человек жестоко преследуются, их приравнивают к политическим митингам и собраниям. Танго вынужденно уходит в подполье. Одновременно резко усиливается влияния США и начинается экспорт американской культуры: повсюду открываются дискотеки, где танцуют свинг и рок-н-ролл (Вы будете удивлены, но их до сих пор включают на милонгах Буэнос-Айреса).
И вот 1983 год, к власти приходит конституционное правительство во главе с Раулем Альфонсином и окончательно утверждаются демократические ценности, танго звучит снова. Оно звучит как символ национальной независимости, как символ свободы и любви к своему культурному и историческому прошлому. Начинается эпоха возрождения танго! В Париже ставится шоу "Танго Аргентины", на Бродвее мюзикл "Forever Tango", в Европе "Tango Pasion".

На это время приходится творчество "Великого Астора", как говорят аргентинцы, "убийцы танго", по словам "старой гвардии": Астор Пьяцолла (1921-1992) соединяет элементы джаза и классической музыки, рождается "Нуэво" - новый вид музыки и стиль танцевания.
С 1990-х годов молодое поколение стало танцевать танго под альтернативную музыку - worlddance, электро-танго, экспериментальный рок, "trip-hop", блюз.

Сейчас, после непродолжительного периода некоторого затишья, вновь резко усилился интерес к аргентинскому танго - началась очередная волна его популярности. Танго школы и милонги открылись и продолжают открываются по всему миру - Россия, Италия, Франция, США - танцующих становится всё больше и больше.

Российской империи танго было очень популярным в Петербурге в начале 20 века, хотя его танцевание было официально запрещено (в свое время это пережили вальс, мазурка, полька). Так в 1914 году издается указ министра народного просвещения, который запрещает даже само упоминание о "вошедшем в большое распространение танце под названием танго" в учебных заведения России. Причины всё те же - "безнравственность" танца.

В 1920-30-е годы в советской России танго было запрещено уже как танец буржуазной культуры, не соответствующий господствующей идеологии. Но из рук в руки передаются заигранные патефонные пластинки с "Кумпарситой" Родригеса, "Брызгами шампанского"... Звучат мелодии Оскара Строка, танго в исполнении Вадима Козина, Константина Сокольского, Петра Лещенко, Александра Вертинского. А затем танго военного времени, отношение к нему несколько смягчается, и танго из отечественных кинофильмов. И это было наше русское танго.
В 1986 году выходит грампластинка "Забытое танго" известного певца И. Кобзона - и к слушателям, таким образом, возвращаются любимые мелодии.

А в 1994 году появляется фильм "Утомленные солнцем", тепло встреченный публикой, и в нём снова звучит танго, танго так полюбившееся впоследствии уже нескольким поколениям наших сограждан, но граждан уже другой страны: Российская Федерация.

Первая школа аргентинского танго в РФ открылась в 1998 году, и сейчас по количеству школы и милонг мы можем посоперничать с родиной этого танца: если наши дедушки и бабушки танцевали вальс, то наше поколение, действительно, танцует уже танго.

Тема танго вдохновляла и продолжает вдохновлять многих художников и музыкантов, писателей и режиссеров, простого человека к творчеству... В эту музыку и танец сложно не влюбиться. Соприкоснувшись хотя бы раз, почувствовав этот вкус, вдохнув этого воздуха, хочется продолжения... Даже коротко рассказать самое главное о танго в одной скромной статье не представляется возможным, ведь танго - это целый мир со своими правилами и загадками.


МЕНЯЮТСЯ ЭПОХИ, ВКУСЫ, НРАВЫ... НО ТАНГО ВСЕ ТАКЖЕ АКТУАЛЬНО, ЗАМАНЧИВО И ВОЛНУЮЩЕ, ПОТОМУ ЧТО ОНО СВЯЗАНО С ВЕЧНЫМИ ВОПРОСАМИ: ЧЕЛОВЕК, САМООПРЕДЕЛЕНИЕ, САМОПОНИМАНИЕ, МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА.
В 2009 году на IV сессии межправительственного комитета ЮНЕСКО аргентинское танго было признано нематериальным наследием человечества.
Поделитесь этой статьей в соц сетях
Made on
Tilda